RRJ-95B RA-89098 05.05.2019

Accident date05.05.2019
Investigation statusInvestigation is active
Aircraft registration numberRA-89098
Place of aircraft departure
Airport of departureSheremetyevo
Intended destination
Intended Airport of arrival
Accident siteat the Moscow Sheremetyevo international airport
Latitude
Longitude
Aircraft typeRRJ-95B
Serial №
Aircraft operatorAeroflot, PJSC
Aircraft ownerAeroflot, PJSC
The date of the completion of the investigation (report)
Number of fatalities41
Victims accuracyfinal
Degree of aircraft destructionaircraft substantially damaged
Report

Interim Report (8.09 MB)

Aviation typeCommercial
Works type
Note

06 may 2019

On 05.05.2019, at 18:30 local time (15:30 UTC) at the Moscow Sheremetyevo international airport the fatal air accident occurred to the RRJ-95B RA-89098 aircraft, owned by Aeroflot, PJSC.  According to the information available, there had been 5 crewmembers and 73 passengers on board. As the result of the air accident 1 crewmember and 40 passengers were killed. The aircraft had been partly burnt out.

In compliance with the provisions of ICAO Annex 13 Interstate Aviation Committee has formed the investigation team. The investigation team has started its work.

06 may 2019

The Interstate Aviation Committee (IAC) informs that the IAC Investigation team continues its work at the accident site of RRJ-95B aircraft at Sheremetyevo airport. 

Experts proceeded to flight recorders investigation at the IAC laboratory.

Flight data recorder was exposed to high-temperature effect and sustained substantial damage. Cockpit voice recorder was in satisfactory condition.

Experts of IAC laboratory have conducted work on examination, dismantling and preparation of flight data recorders for data readout. All flight data were copied, prepared for decoding and analysis.

IAC Investigation team will draw up and issue preliminary report on the results of the Investigation team work with prompt safety recommendations in a 30-day period in compliance with Annex 13 to the Convention on International Civil Aviation.

17 may 2019

The Interstate Aviation Committee (IAC) Chairperson of the investigation Commission of the fatal accident involving RRJ-95B RA-89098 aircraft informs that the decoding of the accident and maintenance FDR data has been completed. The analysis of the received data is in progress.

The Investigation team sent the follow-up accident report to the address of Federal Air Transport Agency in accordance with the Russian Legislation.

IAC laboratory interacts with the Government Commission appointed to investigate fatal accident with Superjet RRJ-95B aircraft (tail number RA-89098) owned by Aeroflot - Russian Airlines PJSC occurred on 5 May 2019 in the Moscow region, to assist victims and their families, as well as to assist in elimination of the consequences of the crash in question. 


31 may 2019

Due to the recent mass media publications on investigation of the fatal accident with Superjet-100 aircraft operated by Aeroflot Russian Airlines the Interstate Aviation Committee (IAC) press-service infroms:

1. Information anf IAC position is always published at the official website. Statements of indivisual staff members are neither information, nor IAC position.  

2. Given the extreme reaction from Aeroflot Airlines the IAC will conduct the official investigation relating published materials.

3. IAC requests mass media to provide audio, video evidences of published statements made by V.D. Kofman. Provided that the IAC emphasizes that V.D. Kofman is not part of the Investigation team and not related to the investigation.

4. The investigation is conducted by the Investigation team established in accordance with the available IAC procedures. The Investigation team includes representatives from Aeroflot, Sukhoi Civil Aircraft, Federal Air Transport Agency.  The Investigation team acts as an independent on the basis of International and Russian Regulations and investigation documents.

5. According to the information from the Chairman of the Investigation team, the work on analysis of decoding and other information, as well as on a preliminary report on the fatal accident, which will include the description of events and actions performed by the Investigation team by the 30-day deadline set by the rules is in progress.

6. In this regard, neither IAC nor other persons currently can not have reliable information about the establishment by the Investigation team of the causes of the fatal accident with Superjet-100 aircraft operated by of Aeroflot Russian Airlines.

05 june 2019

On 5 June 2019 the Chairman of the IAC Investigation Commission of the fatal accident involving RRJ-95B aircraft (registration RA-89098) owned by Aeroflot, PJSC occurred on 5 May 2018 in Sheremetyevo Airport reported to the Chairman of the Government Commission, Minister of Transport of the Russian Federation Y. I. Deitrich and a number of members of Government Commission established to investigate the causes of the fatal accident and assist the victims and their families on the work of the Investigation team for the first 30 days since the fatal accident.   

The meeting was attended by the heads of the Ministry of Industry and Trade, Ministry of Transport, Rosaviatsia, Aeroflot PJSC and UAC PJSC.

The Investigation team includes experts from the Interstate Aviation Committee and representatives of Rosaviatsia, Aeroflot PJSC andSukhoi Civil Aircraft JSC.

The Investigation team work carried out in full compliance with international and Russian regulations and procedures included: field phase of the investigation at the accident site including sketch maps (scheme of the accident); examination of the aircraft debris; analysis of the received information and other necessary activities; decoding and analysis of of airborne recorders and ground-based recording facilities data, as well as video recordings of surveillance cameras conducted at the IAC laboratory using its technical and technological resources. Based on the data of flight recorders the complete flight reconstruction was presented with the reproduction of synchronized records of crew members speech between each other and with ATC services of Sheremetyevo Airport.

The Chairman of the Investigation team informed on the further studies planned within the framework of the Investigation team work. 

The Chairman of the Investigation team also reported on the main provisions of the Preliminary report prepared by the IAC Investigation team in accordance with Annex 13 to the Convention on International Civil Aviation (ICAO) and clause 2.4.12 of Rules of Investigation of Air Accidents and Incidents in the Russian Federation (PRAPI). In accordance with international and Russian practice, the report does not indicate the causes of the fatal accident. 

The draft of the Preliminary report (more than 100 pages) was discussed and adopted at the meeting of the Investigation team.

In accordance with clause 2.2.7 of PRAPI, the Investigation team previously prepared a Subsequent Report containing, among others, recommendations on improving flight safety for the aviation industry and operators, and forwarded it to Rosaviatsia and the Ministry of Industry and Trade of Russia.

When discussing the Preliminary Report, all members of the Investigation team agreed that, at this stage of the investigation, the recommendations made by the Investigation team in the Subsequent Report are sufficient. In the course of further work, after receiving the results of the planned research and the results of the investigation, the Investigation team may also give other recommendations that will be sent to organizations provided by Russian legislation.

The Preliminary report will be published shortly after its final proof-reading reconciliation.

The IAC Investigation team continues its work in cooperation with the Government Commission.

04 may 2020

Investigator-in-charge (IIC) for the investigation of the accident involving RRJ-95 RA-89098 operated by Aeroflot - Russian Airlines (further referred as "Aeroflot") which occurred on 05.05.2019 in Sheremetyevo airport (Moscow, RF), provides the following information on the investigation status.

The investigation is carried out in accordance with ICAO Annex 13, Aircraft Accident and Incident Investigation, to the Convention on International Civil Aviation (further referred as "Annex 13") and the Regulations on Civil Aircraft Accident and Incident Investigations in the Russian Federation, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 609, dated 18.06.1998 (further referred as "PRAPI").

The Investigation team, beside the IAC specialists, includes representatives of Rosaviatsia (FATA, the Russian CAA), Sukhoi Civil Aircraft Company JSC (currently renamed into "Regional Aircraft – Branch of the Irkut Corporation", but within this investigation referred as "SCAC") and Aeroflot. The Investigation team consists of sub-teams and working groups which include specialists from IAC, Rosaviatsia, Aeroflot, Federal State Unitary Enterprise "State Air Traffic Management Corporation of the Russian Federation", Gromov Flight Research Institute, Sheremetyevo (Alexander S. Pushkin) International Airport OJSC, S7 Engineering and Federal Service for Hydrometeorology and Environmental Monitoring of Russia.

In accordance with Annex 13, BEA (France), BFU (Germany) and NTSB (USA)[1] accredited representatives are also participating in the investigation.

Annex 13 Standard 6.6 stipulates that if the report cannot be made publicly available within twelve months, the State conducting the investigation shall make an interim statement publicly available on each anniversary of the occurrence, detailing the progress of the investigation.. This press-release in particular is issued for the purpose to meet the said Standard requirements. The Preliminary Report was published at IAC website on June 14, 2019 and can be reached by the following link: https://mak-iac.org/upload/iblock/c01/report_ra-89098_pr_en.pdf.

To this date, the following works have been completed:

·       the field stage of the investigation, including the accident site wreckage layout mapping;

·       the examination of the recovered fragments of the aircraft;

·       the FDR & CVR and ATS data readout, decoding and analysis;

·       flight math modelling (simulation) including the assessment of the accident aircraft aerodynamic performance in comparison to the type-aircraft performance, as well as possible influence on aircraft performance of external factors;

·       the evaluation of compliance of flight simulator used by Aeroflot for crew training purposes to the type-aircraft performance;

·       the analysis of the previously registered cases of fly-by-wire control system in flight transition into DIRECT MODE on this aircraft type and the cases of hard landings;

·       the study and the analysis of the forensic medical examinations, as well as of the results of the questioning and investigative interviews of the survived passengers and crew members;

·       the analysis of the navigation and weather services provided for the accident flight;

·       the analysis of the flight crew members' psychological and personal characteristics. The full information required for the conduct of this work was provided by the Operator only at the end of February 2020.

On the decision of the Investigation team, some of the aircraft units and components were removed from the aircraft for examinations; including the components containing non-volatile memory (NVM) which can provide additional flight data.

To this date, the following examinations have been performed together with components' design and manufacturing companies and with the participation of the accredited representatives of Germany, France and the USA:

·       airframe and aircraft components post-accident examinations for the presence of lightning strike traces were performed by the team of the IAC, SCAC, Aeroflot and Rosaviatsia experts;

·       EIU-100 (Electronic Interface Unit) examinations were performed at the Aviapribor-service JSC facilities (Moscow, RF) and at the JSC Ulyanovsk Instrument Manufacturing Design Bureau facilities (Ulyanovsk, RF) with the participation of the IAC, Rosaviatsia, SCAC and Aeroflot experts;

·       FADEC (Full Authority Digital Engine Control Unit) examinations were performed at BEA facilities (Le Bourget, France) by the unit manufacturer (Safran Electronics & Defense) together with the IAC and BEA specialists;

·       СРМ (Central Processing Module) examinations were performed at the unit manufacturer (Thales) facilities (Chatellerault, France) with the participation of the IAC and BEA specialists;

·       GCU (Generator Control Unit) and GAPCU (Generator Auxiliary Power Control Unit) examinations were performed at the unit manufacturer (Collins) facilities (Dijon, France) with participation of the IAC and BEA representatives;

·       VDR (VHF data radio) examinations were performed at the unit manufacturer (Thales) facilities (Brives, France) with the participation of the IAC and BEA specialists;

·       FSCU (Fuel System Control Unit) and FQIC (Fuel Quantity Indication Computer) examinations were performed at the unit manufacturer (Safran Aerosystems) facilities (Plaisir, France) with the participation of the IAC and BEA representatives;

·       examinations of the Twin Motor Actuators' responsible for fuel cutoff were performed at the unit manufacturer (Safran Aerosystems) facilities (Roche-la-Moliere, France) with the participation of the IAC and BEA specialists;

·       examinations of the left-hand side stick and of the 6 МАСЕ control units were performed at the manufacturer (Liebherr-Aerospace GmbH) facilities (Lidenberg, Germany) with the participation of IAC and BFU representatives;

·       airborne weather radar computer NVM data were downloaded by the IAC and SCAC specialists. The data downloading was performed in accordance with the procedure, established by the computer designer (Honeywell, USA). The data decoding and analysis were conducted with the participation of the NTSB and Honeywell specialists.

To this date, the following examinations are being conducted or scheduled but not completed:

·       the FPC (Fire Protection Unit) examinations: the examinations will be performed at the unit manufacturer (Curtiss-Wright) facilities (Santa Clarita, USA) as soon as the COVID-19 pandemic restrictions are removed;

·       the analysis of post-landing fire origin and propagation scenario: the examinations are currently being performed by Saint Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia;

·       the analysis of the airplane structure destruction scenario, in particular of the landing gear and the wing areas where the fuel tanks are located, as well as the assessment of landing gear attachments' safety pins (weak links) actual performance characteristics and their compliance with the design requirements. The analysis will be performed by the investigation team on receiving the results of the modelling (evaluation) of the dynamic loads affecting the landing gear system which is being performed by the landing gear manufacturer (Safran LS, France).

As per PRAPI para 2.7.15 and best international practice, the Final Report shall not be issued nor published until all the examinations' reports have been received and analyzed.

The Final Report on the results of the current accident investigation will be prepared by the investigation team on completion of all scheduled works.

Complying with all the sanitary and epidemiological restrictions, established at both the Federal and Moscow levels (as the IAC headquarters is located in Moscow), the Investigation team and the IAC are maintaining continuous operation and are taking all the possible measures on completing the works on the present investigation in the nearest possible time. For the corrective measures implementation, all the hazards, revealed in course of investigation, are immediately provided to the involved parties including Rosaviatsia – the authority that has issued the type certificate for the RRJ-95 aircraft.

At the same time, it should be mentioned that the COVID-19 pandemic restrictions, established in all the other states and organizations, involved in the current investigation, have a significant effect on the investigation works' completion.




[1] The IAC has MOUs in the field of accident investigation and prevention with the mentioned organizations.

RRJ-95B RA-89098 05.05.2019

Дата события05.05.2019
Регистрационный номер ВСRA-89098
Место вылета ВС
Аэропорт вылетаШереметьево
Планируемый пункт назначения
Планируемый аэропорт прилета
Место событияв аэропорту Шереметьево
Широта
Долгота
ВСRRJ-95B
Заводской №
Эксплуатант ВСПАО «Аэрофлот»
Владелец ВСПАО «Аэрофлот»
Дата завершения расследования (отчета)
Количество погибших41
Точность данныхданные окончательные
Степень разрушения ВСВС частично разрушено
Отчет

Предварительный отчет (8.42 MB)

Вид авиацииКоммерческая
Тип работ
Примечание
Статус расследованияВедется расследование

06 мая 2019

05.05.2019, в 18:30 местного времени (в 15:30 UTC) в аэропорту Шереметьево произошло авиационное происшествие с самолетом RRJ-95B RA-89098, принадлежащим ПАО «Аэрофлот». По имеющейся информации, на борту находились 5 членов экипажа и 73 пассажира. В результате авиационного происшествия погибло 40 пассажиров и 1 член экипажа. Воздушное судно частично сгорело.

В соответствии с положениями Приложения 13 к Конвенции о международной гражданской авиации Межгосударственный авиационный комитет сформировал комиссию по расследованию данного авиационного происшествия. Комиссия приступила к работе.

06 мая 2019

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) информирует, что Комиссия по расследованию авиационного происшествия МАК продолжает работу на месте авиационного происшествия с самолетом RRJ-95B в аэропорту Шереметьево.

На базе Научно-технического центра МАК специалисты приступили к исследованию бортовых регистраторов.

Параметрический регистратор подвергся интенсивному температурному воздействию и получил серьезные повреждения. Звуковой регистратор находится в удовлетворительном состоянии.

Специалисты Научно-технического центра МАК провели работу по осмотру, демонтажу и подготовке носителей информации к копированию данных. Вся полетная информация скопирована, подготовлена для расшифровки и анализа.

Комиссия по расследованию МАК, в установленный Приложением 13 к Конвенции о международной гражданской авиации 30-дневный срок, подготовит и представит предварительный отчет о результатах работы Комиссии с оперативными рекомендациями по безопасности полетов.

17 мая 2019

Председатель Комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию катастрофы самолета RRJ-95B RA-89098 информирует, что в научно-техническом центре МАК завершена расшифровка данных бортовых параметрических самописцев (аварийного и эксплуатационного). Проводится анализ полученной информации.

Комиссией по расследованию в соответствии с российским законодательством в адрес Росавиации направлено Последующее донесение об авиационном происшествии.

Техническая комиссия МАК взаимодействует с Правительственной комиссией, назначенной в целях расследования катастрофы самолета Superjet RRJ-95B (бортовой номер RA-89098) публичного акционерного общества "Аэрофлот – российские авиалинии", происшедшей 5 мая 2019 г. в Московской области, оказания помощи пострадавшим и семьям погибших, а также содействия в ликвидации последствий указанной катастрофы.

31 мая 2019

В связи с последними публикациями в СМИ по вопросам расследования катастрофы самолета Суперджет-100 авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии» пресс-служба Межгосударственного авиационного комитета (МАК) сообщает:

1. Информация и позиция МАК всегда публикуется на официальном сайте организации. Высказывания отдельных сотрудников не являются ни информацией, ни позицией МАК. 

2. Учитывая острую реакцию со стороны авиакомпании «Аэрофлот» в МАК будет проведено служебное расследование в отношении опубликованных материалов.

3. МАК обращается к СМИ с просьбой направить аудио-, видео- подтверждения опубликованных высказываний В.Д. Кофмана. При этом МАК отмечает, что В.Д. Кофман не входит в состав технической комиссии и не имеет отношения к данному расследованию.

4. Расследование проводит техническая комиссия, созданная в соответствии с имеющимися процедурами МАК. В состав комиссии включены представители «Аэрофлота», «Гражданских самолётов Сухого», Росавиации. Комиссия действует как независимая на основании международных и российских правил и документов в области расследований. 

5. По информации от Председателя комиссии в настоящее время ведётся работа по анализу расшифровок и другой информации и над предварительным отчетом о катастрофе, который будет содержать описание событий и выполненные комиссией действия к установленному правилами 30-дневному сроку. 

6. В этой связи ни МАК, ни другие лица в настоящий момент не могут обладать достоверной информацией об установлении технической комиссией причин катастрофы самолета Суперджет-100 авиакомпании «Аэрофлот - Российские авиалинии»

05 июня 2019

5 июня с.г. Председатель Технической комиссии МАК по расследованию катастрофы самолета RRJ-95B (бортовой номер RA-89098) ПАО «Аэрофлот», произошедшей 5 мая 2019 г. в аэропорту Шереметьево, доложил Председателю Правительственной комиссии Министру транспорта России Е.И. Дитриху и ряду членов Правительственной комиссии, образованной в целях расследования причин данной катастрофы и оказания помощи пострадавшим и семьям погибших, о ходе работы Технической комиссии за первые 30 дней с момента катастрофы.

На совещании присутствовали руководители Минпромторга, Минтранса, Росавиации, ПАО «Аэрофлот» и ПАО «ОАК».

В состав Технической комиссии входят специалисты Межгосударственного авиационного комитета и представители Росавиации, ПАО «Аэрофлот», АО «Гражданские самолеты Сухого».

Работа Технической комиссии, проводимая в полном соответствии с международными и российскими правилами и процедурами, включала: проведение полевого этапа на месте авиационного происшествия, включая составление кроков (схемы авиационного происшествия); изучение фрагментов воздушного судна; анализ полученной информации и другие необходимые работы; расшифровку и анализ данных бортовых и наземных средств объективного контроля, а также видеозаписей камер наружного наблюдения, проведенных на базе Научно-технического центра МАК с использованием его технических и технологических ресурсов. На основании данных средств объективного контроля была представлена полная реконструкция полета с воспроизведением синхронизированных записей переговоров членов экипажа между собой и с диспетчерскими службами аэропорта Шереметьево.

Председатель Технической комиссии проинформировал о последующих исследованиях, запланированных в рамках работы Технической комиссии.

Председатель Технической комиссии также доложил основные положения Предварительного отчета, подготовленного Технической комиссией МАК в соответствии с пунктом 7.4 Приложения 13 к Конвенции о международной гражданской авиации (ИКАО) и пунктом 2.4.12 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации (ПРАПИ). В соответствии с международной и российской практикой в отчете не указываются причины катастрофы.

Проект Предварительного отчета (более 100 стр.) был обсужден и принят на заседании Технической комиссии.

В соответствии с пунктом 2.2.7 ПРАПИ Техническая комиссия ранее подготовила Последующее донесение, содержащее, в том числе, рекомендации по повышению безопасности полетов для авиационной промышленности и эксплуатантов, и направила его в Росавиацию и Минпромторг России.

При обсуждении Предварительного отчета все члены Технической комиссии пришли к общему мнению, что на данном этапе расследования рекомендации, сделанные Технической комиссией в Последующем донесении, являются достаточными. В ходе дальнейшей работы, по получении результатов намеченных исследований и результатов расследования, Технической комиссией могут быть даны и другие рекомендации, которые будут направляться в предусмотренные российским законодательством организации.

Предварительный отчет будет опубликован в ближайшее время после его окончательной корректорской выверки.

Техническая комиссия МАК продолжает свою работу во взаимодействии с Правительственной Комиссией.

14 июня 2019

В соответствии с российскими и международными правилами Л.А. Каширский – Председатель Технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию катастрофы самолета RRJ-95B RA-89098, произошедшей 5 мая 2019 года в аэропорту Шереметьево, публикует на официальном сайте МАК Предварительный отчет по результатам расследования авиационного происшествия после корректорской выверки и перевода на английский язык (официальные языки ИКАО).

4 июня с.г. Техническая комиссия, в состав которой входят специалисты МАК, Росавиации, ПАО «Аэрофлот», АО «Гражданские самолеты Сухого», в соответствии с пунктом 7.4 Приложения 13 к Конвенции о международной гражданской авиации (ИКАО) и пунктом 2.4.12 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации (ПРАПИ) рассмотрела и приняла Предварительный отчет.

При обсуждении Предварительного отчета все члены Технической комиссии пришли к общему мнению, что на данном этапе расследования рекомендации, сделанные Технической комиссией в Последующем донесении, являются достаточными. Последующее донесение с рекомендациями Председатель Технической комиссии в соответствии с пунктом 2.2.7 ПРАПИ направил в Минтранс, Росавиацию и Минпромторг России.

Техническая комиссия наметила большой комплекс исследований и необходимых работ, в том числе с участием полномочных представителей государств, совместно участвующих в разработке и производстве данного типа самолета.

Работа Технической Комиссии проводится в полном соответствии с российским и международным законодательством и во взаимодействии с Правительственной комиссией.

04 мая 2020

Председатель комиссии по расследованию авиационного происшествия с самолетом RRJ-95 RA-89098 ПАО «Аэрофлот» (далее - комиссия), произошедшего 5 мая 2019 года в аэропорту Шереметьево (г. Москва, РФ), информирует о ходе расследования авиационного происшествия.

Расследование указанного происшествия проводится в соответствии с Приложением 13 «Расследование авиационных происшествий и инцидентов» к Конвенции о международной гражданской авиации (далее – Приложение 13) и Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 года № 609 (далее - ПРАПИ).

В состав комиссии по расследованию, помимо специалистов МАК, входят представители Росавиации, АО «ГСС»[1] и ПАО «Аэрофлот». В состав подкомиссий и рабочих групп включены специалисты МАК, Росавиации, АО «ГСС», ПАО «Аэрофлот», ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», АО «ЛИИ им. М.М. Громова», АО «МАШ», С7 Инжиниринг, ФГБУ «ГАМЦ Росгидромета».

В соответствии с Приложением 13 ИКАО, в работе комиссии принимают участие уполномоченные представители BEA (Франция), BFU (Германия) и NTSB (США)[2].

Стандартом 6.6 Приложения 13 предусмотрено, что в случае, если Окончательный отчет не может быть опубликован в течение 12 месяцев, публикуется промежуточное сообщение к каждой годовщине происшествия с подробным изложением хода расследования. Данный пресс-релиз публикуется, в том числе, в целях выполнения положений указанного Стандарта. На официальном сайте МАК 14 июня 2019 года опубликован Предварительный отчет по результатам расследования https://mak-iac.org/upload/iblock/4e4/report_ra-89098_pr.pdf.

На сегодняшний день комиссией завершены следующие работы:

·       полевой этап расследования, включая составление кроков места авиационного происшествия;

·       исследование сохранившихся фрагментов воздушного судна;

·       расшифровка и анализ данных наземных и бортовых средств объективного контроля;

·       математическое моделирование полета, в том числе оценка соответствия аэродинамических характеристик конкретного экземпляра самолета, потерпевшего авиационное происшествие, характеристикам самолета данного типа, и возможного влияния на самолет внешних возмущений;

·       оценка соответствия характеристик тренажера, используемого ПАО «Аэрофлот» для подготовки членов экипажей, характеристикам самолета данного типа;

·       анализ предыдущих зафиксированных случаев перехода системы дистанционного управления (СДУ) данного типа самолета в режим DIRECT MODE и случаи грубых посадок;

·       изучение и анализ материалов судебно-медицинских экспертиз погибших, а также результаты опросов и допросов выживших пассажиров и членов экипажа;

·       анализ аэронавигационного и метеорологического обеспечения аварийного полета;

·       анализ психологических и личностных особенностей членов летного экипажа, выполнявших аварийный полет. При этом полные материалы для проведения данной работы были представлены авиакомпанией только в конце февраля 2020 года.

По решению комиссии для проведения исследований с воздушного судна был демонтирован ряд устройств и агрегатов, в том числе содержащих энергонезависимую память (NVM), в которой может находиться дополнительная полетная информация.

На сегодняшний день завершены следующие исследования, которые проводились совместно с разработчиками и изготовителями соответствующих блоков, а также уполномоченными представителями Германии, США и Франции:

·       Исследования состояния элементов фюзеляжа и блоков самолета после авиационного происшествия на предмет выявления следов попадания молнии были проведены группой, состоящей из специалистов МАК, специалистов по соответствующим направлениям АО «ГСС», представителей ПАО «Аэрофлот» и Росавиации.

·       Исследования блоков концентраторов данных EIU-100 были выполнены в АО «Авиаприбор-сервис» и АО «УКБП» с участием представителей МАК, Росавиации, АО «ГСС» и ПАО «Аэрофлот».

·       Исследования электронной системы управления двигателем (ЭСУД) проведены представителями МАК, BЕА и предприятия-изготовителя Safran Electronics & Defense на базе BEA (Le Bourget / г. Ле Бурже, Франция).

·       Исследования главного модуля вычислителя авионики (СРМ) проведены на базе завода-изготовителя Thales (Chatellerault / г. Шательро, Франция) при участии представителей МАК и BEA.

·       Исследования блоков управления генераторами и блока управления электропитания ВСУ и наземного питания проведены на базе филиала разработчика – фирмы Collins (Dijon / г. Дижон, Франция) при участии представителей МАК и BEA.

·       Исследование радиостанций проведены на базе фирмы-разработчика Thales (Brives / г. Брив, Франция) при участии представителей МАК и BEA.

·       Исследования блоков управления топливной системой (FSCU) и блока индикации количества топлива (FQIC) проведены на базе предприятия-изготовителя Safran Aerosystems (Plaisir / г. Плезир, Франция) при участии представителей МАК и BEA.

·       Исследования двухмоторных приводов перекрывных кранов топливной системы проведены на базе предприятия-изготовителя Safran Aerosystems (Roche-la-Moliere / г. Рош-ля-Мольер, Франция) при участии представителей МАК и BEA.

·       Исследования левой боковой ручки управления (БРУ) и шести блоков управления МАСЕ проведены на базе завода-изготовителя (компания Liebherr-Aerospace GmbH, Lidenberg / г. Линденберг, Германия) при участии представителей МАК и BFU.

·       Представителями МАК и АО «ГСС» было проведено считывание данных с энергонезависимой памяти бортового вычислителя метеолокатора. Считывание данных проводилось в соответствии с процедурой производителя (компания Honeywell, США). Расшифровка и анализ считанной информации проводились совместно с NTSB и Honeywell.

В настоящее время не закончены следующие назначенные комиссией исследования:

·       блоков противопожарной защиты (FPC). Исследования будут проведены на базе предприятия-изготовителя Curtiss-Wright (Santa Clarita / г. Санта-Кларита, США) после снятия ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса;

·       физики возникновения и распространения пожара после приземления ВС. Исследования проводятся Санкт-Петербургским университетом Государственной противопожарной службы;

·       оценка последовательности разрушения конструкции самолета, в первую очередь шасси и крыла в месте расположения топливных баков, а также определение фактических характеристик предохранительных штифтов (слабых звеньев) мест крепления стоек шасси и их соответствия заложенным при проектировании требованиям. Данная оценка будет проведена комиссией после получения результатов работ по моделированию (оценке) нагрузок, действовавших на элементы шасси, которое выполняется поставщиком системы шасси (Safran LS, Франция) и до настоящего времени не завершено.

В соответствии с п. 2.7.15 ПРАПИ и международной практикой, утверждать и публиковать Окончательный отчет до получения всех отчетов по результатам исследований не разрешается.

По результатам всех работ комиссией будет подготовлен Окончательный отчет по результатам расследования.

Соблюдая санитарно-эпидемиологические ограничения, установленные как на федеральном уровне, так и на уровне города Москвы, где находится штаб-квартира МАК, Комиссия по расследованию и МАК продолжают свою работу в непрерывном режиме и прилагают все возможные усилия к скорейшему завершению работ. Для принятия корректирующих мероприятий все выявляемые в ходе расследования опасные факторы оперативно доводятся до заинтересованных организаций, в том числе Росавиации, выдавшей сертификат типа на самолет RRJ-95.

В то же время, ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, введенные во всех остальных государствах и организациях, принимающих участие в расследовании, существенно влияют на сроки окончания работ.




[1] В настоящее время филиал «Региональные самолеты» ПАО «Корпорация Иркут».


[2] С указанными организациями у МАК имеются Соглашения о взаимодействии в области расследования и предотвращения авиационных происшествий.